Почему в 21 веке люди за полярным кругом живут в деревянных бараках, а кому на Мурмане жить хорошо
7 сентября 2017 г. 18:52
«Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.» Статья 1 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества
Притчей во языцах стал лозунг «К 100-летию Мурманска без «деревяшек»!», удачно использовав который попали в муниципальную власть известные горожанам персонажи. Городу скоро исполнится 101 год, но люди продолжают выживать в упомянутых «деревяшках» в условиях крайнего севера, как и сто лет назад. Попробуем разобраться в причинах такого положения дел на одном конкретном примере. Десять лет назад, в результате модернизации системы управления городского лифтового хозяйства,высвободились нежилые помещения, которые раньше занимали диспетчерские и мастерские, всего 44 объекта недвижимости, из которых около 35 «нежилых» помещения являлись одно- двух- трех- комнатными квартирами площадью от 30 до 192 квадратных метра на первых этажах жилых домов. Подробный список доступен по ссылке. Казалось бы, что мешало перевести эти «нежилые» помещения (на самом деле – квартиры) в жилой фонд и предоставить их нуждающимся в улучшении жилищных условий? В случае необходимости, можно было сделать в них ремонт, а средства взять за счет продажи с торгов действительно нежилых помещений – зданий мастерской и склада (92,3 и 953,3 квадратных метра) с земельными участками под ними (410 и 2010 квадратных метра, соответственно).Но, видимо, относительно этой недвижимости у кого-то были другие планы.
Так, уже в 2008 году в далекой Москве регистрируется открытое акционерное общество «Авелон» с уставным капиталом 100 000 рублей, разделенным на 100 000 обыкновенных акций номиналом 1 рубль каждая. Учредителем ОАО «Авелон» выступил некто Кучерявенко Сергей Сергеевич. 04 июня 2009 г. 99 000 акций в уставном капитале ОАО «Авелон» покупает ООО «Актион» и еще 1 акцию – Кауров Семен Михайлович, который сейчас занимает должность главы Администрации ЗАТО «Александровск». Общество с ограниченной ответственностью «Актион», зарегистрированное в настоящее время в г. Махачкала Республики Дагестан, было учреждено 06 сентября 2007 г. Общество было учреждено и изначально располагалось в г. Мурманске. Уставный капитал ООО «Актион» 10 000 руб. В дальнейшем общество сменило адрес местонахождения и своего генерального директора, которым с 14.11.2013 стал ранее осужденный Шабанов Середин Рамазанович (судимость погашена). В 2008 – 2011 годах ОАО «Авелон» деятельности не ведет, выручка компании стабильно составляет 0 рублей 0 копеек, но регулярно поучает небольшие займы, которые расходуются на ведение бухгалтерии и сдачу отчетности. 2 ноября 2011 года (неожиданно) владельцем 25% акций становится Комитет имущественных отношений Администрации г. Мурманска. На каком основании и под каким предлогом КИО г. Мурманска приобрел эти акции, неизвестно. Но, уже 07 «декабря» 2011 г. решением внеочередного собрания акционеров ОАО «Авелон» было принято решение о дополнительном выпуске ценных бумаг, Акции размещались путем закрытой подписки среди 2-х потенциальных приобретателей : ООО «Актион» и Комитет имущественных отношений г. Мурманска. Количество размещенных ценных бумаг дополнительного выпуска – 246 399 521 штук номинальной стоимостью 1 рубль каждая. Количество неразмещенных ценных бумаг дополнительного выпуска – 78 468 479 штук. ОАО «Актион» оплатило акции путем взноса имущества в виде оборудования системы лифтового и диспетчерского контроля и связи жилых домов в г. Мурманске, а КИО г.Мурманска…. недвижимым имуществом, расположенное в г. Мурманске. Так, ОАО «Авелон» получило в собственность от КИО г.Мурманска 44 объекта недвижимости: «нежилые» помещения общей площадью 3,34 тыс. м² и земельные участки общей площадью 2,4 тыс. м². Закон РФ «Об акционерных обществах» предусматривает обязательную оценку имущества, которым оплачиваются акции акционерного общества. Ввиду того, что уставный капитал ОАО «Авелон» после увеличения составил 246 499 521 рублей, а КИО г. Мурманска стал владельцем 81 242 001 обыкновенных акций (32,958% от уставного капитала), можно сделать вывод о об оценке переданного Комитетом имущественных отношений имущества: 81 217 000 рублей. Учитывая, что в составе переданного ОАО «Авелон» имущества были земельные участки общей площадью 2400 квадратных метров (оценочной стоимостью 2 216 000 рублей) и здания мастерских общей площадью 1045,6 квадратных метра (оценочной стоимостью 16 752 000 рублей), есть возможность определить оценочную стоимость квадратного метра приватизированных ОАО «Авелон» «нежилых» помещений: (81217000 – 16752000 - 2216000) / (3340 – 1045) = 27 123 рубля 75 копеек. Теперь можно сравнить эту «оценку» со стоимостью квадратного метра жилых квартир в городе Мурманке, в том числе, с ценой квартир, по которой их приобретает Администрация города на торгах, или с ценой, по которой строит «муниципальное» жилье известная в широких кругах компания «АСМ - Инвест». Что же внесло в оплату акций ООО «Актион»? Эта информация есть в отчете ОАО «Авелон» за 2012 год: «оборудование системы лифтового и диспетчерского контроля и связи жилых домов в г. Мурманске, рыночной стоимостью 165 182 521 (сто шестьдесят пять миллионов сто восемьдесят две тысячи пятьсот двадцать один) рубль 00 копеек и сеть кабельного телевидения 36 (инв. № 00000047), стоимостью 2 200 000 (два миллиона двести тысяч) рублей, и сеть кабельного телевидения 38.1 (инв. №00000048), стоимостью 1 780 000 (один миллион семьсот восемьдесят тысяч) рублей.» Здесь нужно разобраться отдельно. Не будучи знакомым с отчетом об оценке, будет несправедливо судить о том, завышена ли цена на «сеть кабельного телевидения 38.1 (инв. №00000048)» и «сеть кабельного телевидения 36 (инв. № 00000047)». А вот разобраться с ценой «оборудования системы лифтового и диспетчерского контроля и связи жилых домов в г. Мурманске» вполне нам по силам. Так, из открытых источников, известно, что «система лифтового и диспетчерского контроля и связи» (СЛДКС, производство МНПП «Сатурн», г.Москва) в городе Мурманске была интегрирована в 2006 – 2008 гг. компанией «ТЕЛЕРОСС» на базе сети передачи данных дочерней компании ОАО «М2С». Стоимость оборудования, включая затраты на его монтаж и наладку, составила около 60 - 65 млн. рублей (около 30000 рублей на 1 лифт, всего около 2000 лифтов). Как видно невооруженным взглядом, при оценке недвижимости, передаваемой от КИО в собственность ОАО «Авелон», стоимость «нежилых» помещений была занижена примерно в два раза, а стоимость переданного от ООО «Актион» имущества была, наоборот, завышена, примерно в 2,5 раза. Если бы оценка вносимого в оплату акций проводилась действительно независимым оценщиком, то соотношение между акционерами ОАО «Авелон» было бы совсем другим: 73% акций должны были бы достаться КИО г.Мурманска, а лишь 27% акций - ООО «Актион». По факту – контроль над всеми органами управления ОАО «Авелон» - у компании «Актион», а значит, частная компания с 2012 года получила возможность практически неограниченного распоряжения имуществом акционерного общества, в том числе – «нежилыми» помещениями.Читатели спросят – а должны ли служащие органов местного самоуправления проверять всё это?
Безусловно должны. Так, статья 1.5 Положения о Комитете имущественных отношений города Мурманска гласит: «Комитет осуществляет от имени муниципального образования город Мурманск права собственника муниципального имущества, обеспечивает защиту имущественных прав и интересов муниципального образования.» В статье 12 Федерального закона «О муниципальной службе» содержится перечень основных обязанностей муниципального служащего, в соответствии с которым «..Муниципальный служащий обязан…беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей…».Какие этапы согласования нужно пройти при подготовке и принятии решения о взносе муниципального имущества в хозяйственное общество в соответствии с действующим законодательством?
Во-первых, кто-то должен быть инициатором такой сделки. Это может быть муниципальный служащий, в чьи должностные обязанности входит, депутат Совета депутатов, или предприниматель. Понятно, что это должно быть продиктовано какой-то благой целью: развитие производства на территории муниципалитета, создание рабочих мест, увеличение доходов местного и федерального бюджета и тому подобное. То есть, должно быть какое-то экономическое обоснование. Его готовит либо один из Комитетов Администрации города Мурманска (КИО, КЭР или КРГХ), либо постоянная комиссия Совета депутатов по экономической политике и хозяйственной деятельности. Сам проект решения, выносимый на голосование в Совет депутатов, должен пройти предварительное согласование в постоянной комиссии, а также получить положительное заключение правовой и антикоррупционной экспертизы. То есть выявить отсутствие рациональной цели у подготавливаемого решения о приватизации муниципального имущества путем взноса в уставный капитал хозяйственного общества, по чьей бы инициативе оно не готовилось, должны были, как минимум, 4 муниципальные инстанции: Комитет имущественных отношений, Постоянная комиссия Совета депутатов по экономической политике и хозяйственной деятельности, правовой отдел аппарата Совета депутатов, а также сами депутаты Совета депутатов при обсуждении решения и последующем голосовании за его принятие. Ни один из перечисленных органов, которые, по идее, должны радеть за городской бюджет и муниципальное имущество, не заметил отсутствие какой-либо полезной городу и его жителям цели в таком решении. Кроме того, ни одна из перечисленных инстанций, через которые проходило решение, не смогла выявить занижение стоимости вносимого от города имущества и завышение стоимости имущества, вносимого от ООО «Актион», что позволило реальным владельцам компании «Актион» получить неосновательное (и незаконное) обогащение в размере не менее 100 000 000 (ста миллионов) рублей только на этапе размещения акций дополнительной эмиссии. Кто-то скажет, мол, халатность. Не думаю. Дотошный читатель спросит, а может, «овчинка стоила выделки»? Отвечаю – не стоила. И вот почему. Никакой заложенной в Уставе ОАО «Авелон», кроме «сдачи в аренду недвижимого имущества» деятельности эта компания на протяжении 2013 - 2017 гг. не вела. Кроме того, и эта деятельность год от года была убыточной. Дивиденды, естественно, по акциям компании не выплачивались. Рабочее место было создано только одно – для генерального директора ОАО «Авелон» (до 2013 года Леттиев А.В., а с 2013 года Северюхин Д.П.).Кроме того, прямо в 2012 году с баланса ОАО «Авелон» выбывают следующие основные средства:
| № | Адрес (местоположение) | Общая площадь (кв.м.) | Характеристика (описание, этажность) |
| 1 | Мурманская область, г. Мурманск, ул. Скальная, д. 30 | 67,6 | нежилые помещения, цоколь |
| 2 | Мурманская область, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 42 | 64,2 | нежилые помещения, цоколь |
| 3 | Мурманская область, г. Мурманск, просп. Кольский, д. 76 | 43,4 | нежилые помещения, цоколь |
| 4 | город Мурманск, улица Полярные Зори, дом 13 | 44,0 | нежилые помещения, цоколь |
| 5 | Мурманская область, г. Мурманск, ул. Старостина, д. 21 | 60,0 | нежилые помещения, цоколь |
| 6 | город Мурманск, улица Зеленая, дом 47 | 257,0 | нежилые помещения, цоколь и подвал |
| 7 | Мурманская область, г. Мурманск, просп. Кольский, д. 24 | 79,1 | нежилые помещения, 2 этаж |
| 8 | Мурманская область, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 44, корп. 2 | 51,4 | нежилые помещения, цоколь |
| 9 | Мурманская область, г. Мурманск, просп. Кольский, д. 160 | 73,3 | нежилые помещения, цоколь |
| 10 | Мурманская область, г. Мурманск, улица Миронова, дом 10 | 17,6 | нежилые помещения, 1 этаж |
| 11 | город Мурманск, улица Скальная, дом 20 | 65,0 | нежилые помещения, цоколь |
| 12 | Мурманская область, г. Мурманск, ул. Зои Космодемьянской, д. 1 | 192,5 | нежилые помещения, 1 этаж |
| 13 | Мурманская область, г. Мурманск, просп. Кольский, д. 76 | 60,8 | нежилые помещения, цоколь |
| 14 | город Мурманск, проспект Кольский, дом 46 | 121,9 | нежилые помещения, 2 этаж |
| 15 | Мурманская область, город Мурманск, улица Копытова, дом 45а | 92,3 | здание диспетчерского пункта и плотницкой (насосной), нежилое здание, 1-этажный, с пристройкой |
| 16 | земельный участок по адресу: Мурманская область, город Мурманск, улица Копытова под домом 45а | 421 | под диспетчерский пункт и плотницкую |
| 17 | город Мурманск, ул. З. Космодемьянской, д. 23А | 953,3 | производственные мастерские, нежилое здание,2-хэтажный (подземных этажей — подвал) |
| 18 | земельный участок по адресу: город Мурманск, ул. З. Космодемьянской под домом 23А | 2010 | под здания производственной мастерской и дерево-металлические склады |
| 19 | Мурманская область, город Мурманск, улица Героев Рыбачьего, дом №45 | 32,9 | нежилые помещения, 1 этаж |
и уже описанная выше, ну совсем не потерявшая за эти годы в цене. СЛДКС:
Чем же замещаются выбывшие основные средства? Видимо, они замещаются финансовыми вложениями в высоколиквидные и экстра надежные ценные бумаги – векселя …ООО «Актион», непонятными в разрезе деятельности компании «запасами» и….дебиторской задолженностью третьих лиц (частных компаний). При этом компания обременена кредиторской задолженностью в размере более 80 млн. рублей в пользу… ООО «Актион».
Возникает вопрос – как сотрудники Администрации города Мурманска (председатель КИО г.Мурманска) Синякаев Р.Р., Председатель комитета по экономическому развитию администрации города Мурманска Канаш И.С. и (до 2014 года) Заместитель главы администрации города Мурманска Соколов М.Ю. , которые не только выполняют функции акционера компании, но ежегодно избираются в Совет директоров ОАО «Авелон» могли всего этого не замечать от года к году?
Ведь, например, статья 4.14 Положения о Комитете имущественных отношений г.Мурманска предусматривает, что «В случае нарушения требований действующего законодательства, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также при нарушении заключенных с Комитетом сделок предъявлять иски в суд общей юрисдикции, арбитражный суд о привлечении к ответственности виновных лиц, о взыскании задолженности, штрафных санкций, возмещении убытков, расторжении или изменении договоров; выступать в судебных органах в качестве истца, ответчика, третьего лица.», а статьей 4.15 предусмотрено «Изымать у организаций, предприятий и учреждений в установленном порядке переданное или закрепленное за ними муниципальное имущество в случаях, предусмотренных действующим законодательством.»
Каким образом вся эта «деятельность» была не замечена Контрольно-счетной палатой г.Мурманска? Отчего никто из депутатов Совета депутатов города Мурманска не заинтересовался судьбой
приватизированной муниципальной собственности?
Ответы на все эти вопросы, как мне представляется, лежат в уголовно-процессуальной плоскости и являются компетенцией правоохранительных органов, если они действительно таковыми являются.
Кто же стоит за ООО «Актион» и вышеупомянутыми «третьими лицами», по обязательствам которых было заложено имущество ООО «Актион», впоследствии выбывшее с баланса в неизвестном направлении. Это легко выяснить, обратившись к спискам аффилированных лиц и составу директоров ОАО в 2012 – 2013 г.г.:
Совет директоров в 2012 – 2013 г.:
| 1 | Бергер Юрий Зальевич |
| 2 | Мусатян Андраник Владимирович |
| 3 | Коломейцев Юрий Анатольевич |
| 4 | Соколов Михаил Юрьевич |
| 5 | Северюхин Денис Павлович |
| 6 | Бергер Заля Юрьевич |
| 7 | Канаш Ирина Степановна |




