«Ваш долг есть сохранять законы»

дата публикации: 03 декабря 2010
источник: www.mvestnik.ru

  
Юрист — одна из тех профессий, что была востребована еще в начале человеческой истории, в римской мифологии Юстиция — это богиня правосудия и права, культ которой существовал в Риме со времен императора Тиберия, посвятившего богине правосудия статую в столице своей империи. До сих пор классическое право мы называем римским. Юстиция в истории Европы — арагонское учреждение, ограничивавшее власть короля в судебном отношении и представлявшее важную гарантию личной свободы и прав собственности арагонского дворянства. С латинского justitia переводится как справедливость, термин, означающий всю совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия, судебное ведомство. Министерство юстиции Российской Федерации, прошедшее сложный исторический путь своего развития, выполняло разнообразные функции, обусловленные потребностями конкретного периода жизни государства. В Российской империи министерство юстиции было образовано Александром I в соответствии с принятым им «Манифестом об учреждении министерств» 8 сентября 1802 года. Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи — был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин, который сделал огромный вклад в укрепление российской государственности, защиту справедливости, законности и правосудия. И именно слова Державина «Ваш долг есть сохранять законы» стали для следующих поколений основными приоритетами в деятельности. После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой минюст принимал деятельное участие, полномочия министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. С отречением 2 марта 1917 г. Николая II от престола заканчивается история министерства юстиции Российской империи. Новым этапом в работе органов юстиции стали изменения, произошедшие в структуре и функциях органов юстиции в 1936 году. Прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство. С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства, и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству. В системе минюста СССР создаются научно-исследовательские лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что в 1957 году именно по инициативе минюста РСФСР впервые в российском праве был закреплен один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства — презумпция невиновности. Во второй половине 90-х годов в Российской Федерации начался процесс коренного реформирования правовых институтов. Правительством России утверждена Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации. За этот период времени в деятельности минюста и его подразделений в субъектах Российской Федерации произошли существенное изменения. Территориальные и иные органы юстиции образовали единую систему в рамках исполнительной ветви Российской Федерации. Со второй половины 90-х годов минюст последовательно наделяется новыми полномочиями. В 1997 году минюсту приданы функции координации нормотворческой деятельности. Тогда же началось формирование службы судебных приставов, а в 1998 году — создание системы учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Важным шагом стало наделение минюста и его территориальных органов полномочиями по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Федерации и ведению федерального регистра нормативных правовых актов. Одновременно шел процесс возвращения минюсту ранее выполняемых им функций. Так, с 1 сентября 1998 г. отечественная пенитенциарная система была передана министерству юстиции Российской Федерации. В то же время в целях соблюдения конституционного принципа разделения судебной и исполнительной властей часть функций минюста России по организационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции перешла к вновь образованному судебному департаменту при Верховном суде. Управление министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области как юридическое лицо образовалось 30 июля 2008 года. 7 июня 2009 года вступило в действие новое положение о территориальных органах минюста России. Основными задачами управления являются обеспечение в пределах своих полномочий реализации минюстом России государственной политики в установленной сфере деятельности и единства правового пространства на территории субъекта Федерации. Управление в пределах своих полномочий обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина, осуществляет деятельность в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций. Осуществление контроля и надзор в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, наконец, координация деятельности территориальных органов, подведомственных минюсту РФ федеральных служб и учреждений минюста, также является прерогативой нашего управления. Обращаясь к истории, стоит отметить, что министерство юстиции с момента образования играло достаточно активную и отличную от других ведомств роль в формировании российского законодательства. И ныне актуальной задачей минюста остается совершенствование законодательства Российской Федерации, проведение юридической экспертизы законодательных и нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение президента России и правительства Российской Федерации; обеспечение исполнения Конституции страны, федеральных законов, международных договоров Российской Федерации; повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечение конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, улучшение качества исполнения судебных решений, актов иных органов и приговоров. На сегодняшний день это далеко не весь перечень многогранной деятельности минюста России, основной задачей которого всегда была и остается защита справедливости, законности, укрепление российской государственности.