Дело№: 61

Бергер Юрий Зальевич

Материалов: 7

Обновлено: 05/11/2022

Страсти в эфире. В чем причина: цензура или передел рынка?

дата публикации: 25 декабря, 2009 08:59
источник: «Мурманский вестник»
23 декабря 2009 вполне может стать особенной датой в истории российской журналистики. В этот день редакции двух конкурирующих полурегиональных-полуфедеральных телеканалов (СТС-«ТВ-21» и ТНТ-«Блиц») объединились и выпустили совместную, одну на двоих, программу новостей. Аналог этому беспрецедентному шагу на первый (да и второй) взгляд подобрать можно только один: август 91-го. Тогда, во время ГКЧП, коллективы закрытых демократических газет вместе подготовили несколько номеров объединенной «Общей газеты». Но то было в чрезвычайных обстоятельствах - при попытке госпереворота и танках на улицах. А что случилось в Мурманске?
А вот что: генеральный директор ОАО «Мурманские мультисервисные сети» (краткое наименование - «М2С») Юрий Бергер прислал руководителям «Блица» и «ТВ-21» уже подписанный им договор, в котором указывается, что с 1 января 2010 года указанные телекомпании должны платить М2С по 500 тысяч рублей ежемесячно за передачу сигнала, то есть трансляцию их программ.
Тут, конечно, требуется небольшая справка. В течение почти двух десятков лет на телерынке области работает «большая тройка» - филиал ВГТРК - ГТРК «Мурман», принадлежащая государству, и две частные компании - «ТВ-21» (контролируется «Норильским никелем») и «Блиц» (Мурманским морским пароходством). Экономическая ситуация заставила эти два мурманских телеканала вступить в партнерские отношения с общероссийскими - СТС и ТНТ («наши» предоставляют «ненашим» свою эфирную частоту и получают в сетке вещания региональные окна для своих, местных, передач).
Но сами телекомпании трансляцией своих программ не занимаются. Мы, зрители, можем получать их в трех видах: через коллективные антенны (здесь качество сигнала, скажем так, обычное), подключившись к кабельному оператору («картинка» получше, но денежку надо платить уже не символическую), и через спутниковую тарелку (самый качественный и дорогой вариант). Ах, да - есть еще индивидуальные антенны… Но в эпоху цифрового ТВ и ТВ высокой четкости о таком варианте говорить даже не смешно - неприлично.
Так вот, «М2С» - кабельный оператор. Причем самый крупный в областном центре: в абонентах у него почти 40 тысяч мурманских семей. Для сравнения: два других местных кабельщика - «Норднет» и «Телетория» - на двоих имеют чуть больше 16 тысяч абонентов. И еще одна деталька: в структуру «М2С» входит молодая, но гордая телекомпания «Арктик-ТВ»…
А дальше… Дальше мы с вами вступаем на весьма зыбкую финансово-договорную почву. С нами, зрителями, все ясно: мы платим тому, кто поставляет нам телесигнал. И за что платим - тоже совершенно понятно.
Но вот кто кому - телекомпании кабельщикам или кабельщики телекомпаниям - должен платить? С одной стороны, операторы помогают телевизионщикам доставлять до зрителя-потребителя их продукт - передачи и, извините за выражение, рекламу. С другой, если не будет продукта - кому нужны кабельщики? А ведь, между прочим, есть еще и социальный пакет - несколько федеральных каналов, которые по указу президента мы все имеем право смотреть бесплатно (это, кстати, причина того, что «дай полмиллиончика!» Юрий Бергер просит с частников, а не с ГТРК «Мурман»).
В этой непростой ситуации телеканалы и кабельщики договариваются индивидуально. По словам Светланы Солдатовой, гендиректора ЗАО «СЗВ», под крылом которого выходит канал «ТВ-21», предприятие заключило 11 договоров с кабельщиками. В 9 случаях кабельщики платят ТВ (суммы символические - от 700 до 1200 рублей в месяц). Еще в двух обе стороны платят по 1100 рублей в месяц… друг другу.
На этом фоне запрашиваемые «М2С» полмиллиона выглядят, согласитесь, как минимум, странно. Солдатова говорит, что такие суммы нигде в России не встречаются. И уточняет, что в Москве и Петербурге каналы платят кабельщикам по рублю в месяц за абонента (т. е. в нашем случае уместно бы говорить о 40 тысячах рублей, а не о 500).
Гендиректор «СЗВ» сообщает, что их телеканал обращался к «М2С» с запросом предоставить экономическое обоснование нового тарифа и сообщить, с какими телеканалами уже заключены договоры на аналогичных условиях. Ответа телевизионщики не получили.
А 23 декабря «М2С» неожиданно, без предупреждения (так и просится - «вероломно, без объявления войны»), перевело вещание «ТВ-21» и «Блица» на другие частоты - соответственно 447,25 и 127,25 Мгц. Этот факт Солдатова называет «просто пиратством» и говорит, что ее компания уже обратилась с заявлениями в прокуратуру, антимонопольную службу, к губернатору и председателю облдумы: «Также мы собираем информацию для обращения в суд». Светлана Солдатова не считает, что случившееся является спором хозяйствующих субъектов, хотя при этом не исключает некой игры «М2С» в пользу своей родственной структуры - «Арктик-ТВ». Она предпочитает говорить о факте цензуры.
Да, тут Юрий Бергер действительно дал маху. 10 декабря он в интервью одной из местных газет заявил: «К вопросу продолжения показа этих двух телеканалов» («ТВ-21» и «Блиц». - П. Б.) мы подходим именно с точки зрения морали. Если хотите, это наша собственная нравственная цензура».
Впрочем, не спешите записывать Юрия Зальевича в бессребреники и блюстители морали. В телефонном интервью «Мурманскому вестнику» он как раз категорически настаивает: происходящее - исключительно и только конфликт хозяйствующих субъектов. А о цензуре и речи быть не может: «Мы не вырезали у них ни одного сюжета!» Речь, мол, только о деньгах: «Норникель» и ММП зарабатывают на телерекламе большие деньги, мол, мы тоже хотим иметь с этого свою долю, в конце концов, ведь именно мы доводим ее до конечного потребителя.
Что до непредставления телеканалам калькуляции - откуда сложилась сумма в 500 тысяч ежемесячно, Юрий Бергер категоричен: «Вам же в магазине никто не дает документы, как сложилась данная конкретная цена на колбасу, только сертификат качества и все!»
Зато гендиректор «М2С» открыл нам «тайну» - аналогичные предложенным «ТВ-21» и «Блиц» договоры с его компанией уже заключили… «Арктик-ТВ» и «Море-инфо». Других, мол, местных телекомпаний в Мурманске нет (ГТРК не считается), а неместных мы не трогаем.
Относительно перевода 23 декабря «ТВ-21» и «Блиц» на другую частоту вещания Бергер поясняет: «Выстраиваем новую сетку вещания, о чем всех, в том числе и зрителей, заблаговременно предупредили на сайте «Море-ТВ».
Забота о зрителе это, конечно, здорово. Так и стоит перед глазами классическая пенсионерка Марь-иванна, ночами рыскающая в Интернете, чатящаяся и юзающая торренты и ХАБы.
С колбасой оно, конечно, красиво сказано. Вот только ее, хоть «Молочную», хоть «Докторскую», я могу купить в любом магазине - благо их сейчас на каждом углу. А вот кабельный оператор в каждом конкретном доме чаще всего один. И выбора у абонента, соответственно, нет.
Теленарыв, прорвавшийся в эфире 23 декабря, мне и по-человечески, и профессионально понятен. Только подумаешь, что типография подняла расценки на печать «Мурманского вестника» в сотню раз - сон (даже в глухую полярную ночь) как рукой снимет: можно, конечно, печататься в Апатитах, только тогда ежедневная газета будет приходить к читателю лишь вечером.
Но при всей остроте ситуации хотелось бы, чтобы коллеги не пугали зрителя сверхмерно. Все-таки 23 декабря 2009-го это не 19 августа 1991-го. А бизнесменам надо как-то определяться, что их чувствительные сердца волнует больше: нравственность или чужие рекламные доходы.
И обеим сторонам конфликта следует помнить о третьей - зрителе. Потому что он еще и гражданин-избиратель. И если разозлится - будет, как в США полвека с лишним назад.
Там такая история имела место: крупнейшие киностудии одновременно были владельцами кинопрокатных сетей. И в кинотеатрах, принадлежавших «Парамаунту», естественно, показывали лишь фильмы, снятые на этой студии. А в синема, которыми владел «МГМ»… Ну, вы поняли. Закавыка в том, что в маленьких городках (а таких в Америке, как и у нас, большинство) имелось только по одному кинотеатру. И чтобы посмотреть фильм конкурентов, приходилось ехать в другой город. Пахло здесь не только нарушением антимонопольного законодательства, но и препятствованием в распространении информации. А свобода слова - дело святое. Вот Конгресс США и издал закон, запрещающий производителям фильмов заниматься их демонстрацией. Отделил, так сказать, мух от котлет. Жадность, известно, до добра не доводит - в деньгах потеряли все киногиганты. Такая вот, Юрий Зальевич, мораль...
Петр БОЛЫЧЕВ
Опубликовано: Мурманский вестник от 25.12.2009